Криминал
11.03.2009

Сенатор Слуцкер засадил журналиста Лурье на 8 лет

Сенатор Слуцкер засадил журналиста Лурье на 8 лет
Судья Сташина удовлетворила члена Совета Федерации

К восьми годам колонии строгого режима и штрафу в 200 тыс. руб. приговорил вчера Тверской суд Москвы гендиректора ООО "Алиса Инвест", главного редактора журнала Jeans Олега Лурье. Он признан виновным в мошенничестве и вымогательстве денег у члена Совета федерации Владимира Слуцкера и его жены Ольги, гендиректора сети фитнес-центров World Class Clubs. Журналист вины не признал, назвав уголовное дело в его отношении "провокацией Владимира Слуцкера". Сенатор же сравнил журналиста с "рэкетиром с бейсбольной битой".

Оглашение приговора журналисту Олегу Лурье, запланированное на полдень, было отложено на два с половиной часа: судья Елена Сташина, по словам ее помощницы, не успела поставить в нем последнюю точку. Ждать пришлось и подсудимому, уже доставленному в автозаке в суд.

Вчера, как и на протяжении всего процесса, Олег Лурье был одет в ношеные джинсы и черную футболку. Держался он спокойно, казалось, все эмоции журналист выплеснул в своем последнем слове, когда призвал госпожу Сташину "быть милосердной и снисходительной и не разлучать его с маленьким ребенком". Его адвокат Лариса Иванова на оглашение приговора не пришла, поддержать подсудимого пришли отец и гражданская жена. На вопрос коллег, какого он ожидает приговора, журналист ответил: "Наверное, такого, какой запросило обвинение. Лет восемь". После этого он добавил, что его уголовное дело не что иное, как "провокация Владимира Слуцкера".

45-летний Олег Лурье в середине 90-х работал в пресс-службе Госдумы, был помощником лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Затем занимался журналистскими расследованиями в "Экспресс-газете", "Новой газете", холдинге "Совершенно секретно", был шеф-редактором ИД "Час Медиа" (журнал "Вслух о..."). В последние годы занимал пост гендиректора ИД "Алиса Инвест" и главного редактора журнала Jeans. Замешан в ряде громких скандалов. Так, в 1999 году он опубликовал в "Версии" статью о швейцарских счетах Бориса Ельцина и Павла Бородина, на которые якобы поступали деньги от фирмы Mabetex. В 1999-2001 годах обвинял руководство "Альфа-групп" в причастности к торговле наркотиками ("Альфа" отсудила у газеты "Версия" 7,5 млн руб.).

Судья Елена Сташина признала Олега Лурье виновным по всем пунктам обвинения. По ее словам, вина подсудимого была доказана свидетельскими показаниями и вещественными доказательствами, а также аудио- и видеозаписями, которые сделал помощник Владимира Слуцкера Сергей Олейник. Так говорится в приговоре, Олег Лурье виновен в "вымогательстве с целью получения имущества в особо крупном размере под угрозой распространения сведений, порочащих репутацию супруги члена Совета федерации Владимира Слуцкера, руководителя сети фитнес-клубов Ольги Слуцкер". По словам судьи, журналист Лурье собрал материалы, которые относились к частной жизни госпожи Слуцкер и могли причинить вред правам и законным интересам ее и ее мужа. "Кроме того, они ставили под сомнение ее деловые и моральные качества",— сообщила судья. За то, чтобы не публиковать эти материалы в интернет-изданиях, господин Лурье запросил с госпожи Слуцкер $50 тыс. Вместе с тем господин Лурье через помощника Владимира Слуцкера Сергея Олейника попытался, отмечается в приговоре, шантажировать и самого сенатора. Журналист передал господину Олейнику копии материалов, подготовленных для публикации на интернет-порталах — "Мадам Слуцкер. Кто заработал на убийстве генерала Трофимова?", "Мадам Слуцкер. Вид сзади" и "Протоколы лубянских мудрецов", требуя на этот раз за непубликацию этих заметок $30 тыс. Сенатор поручил Сергею Олейнику продолжать вести переговоры с журналистом под аудио- и видеозапись. В итоге в приемной господина Слуцкера в здании Совета федерации господа Олейник и Лурье (к этому моменту материалы были все же размещены на сайтах Stringer.ru, "Антикомпромат.ru" и "Компромат.ru") договорились, что журналист за €11,5 тыс. удалит заметки из интернета. Однако Олег Лурье так и не снял их, хотя и дал господину Олейнику расписку в получении денег (в суде журналист называл ее долговой, утверждая, что деньги взял в долг на месяц).

Уголовное дело следственный комитет при МВД РФ возбудил в декабре 2006 года, арестовали журналиста только в январе 2008 года, после того как он несколько месяцев провел на стационарном лечении в клинике N 1 имени Алексеева (бывшая психиатрическая клиника имени Кащенко), а затем баллотировался в депутаты Госдумы от "Справедливой России", но не прошел.

На следствии и в суде Олег Лурье не признавал своей вины. В частности, он утверждал, что $50 тыс. у госпожи Слуцкер издание Jeans просило за рекламу ее фитнес-центров. Даже показания двух свидетелей защиты, подтвердивших эти слова, судью не убедили — эпизод был квалифицирован как вымогательство.

В результате судья Сташина путем частичного сложения сроков по отдельным эпизодам приговорила журналиста к восьми годам колонии строгого режима и выплате потерпевшим (супругам Слуцкер и Сергею Олейнику) 200 тыс. руб.

После оглашения приговора Олег Лурье заявил, что будет обязательно оспаривать решение суда, считая его несправедливым. Адвокат потерпевшей стороны, отец Ольги Слуцкер Сергей Березовский приговором остался доволен, отметив, что удовлетворение от обвинительного приговора ему "как адвокату непривычно". После заседания по просьбе журналистов с Владимиром Слуцкером связалась по телефону его пресс-секретарь. По ее словам, сенатор в своем комментарии сравнил Олега Лурье с "рэкетиром с бейсбольной битой".

Не исключено, что в скором времени у журналиста могут возникнуть новые проблемы с законом. Сейчас проходит проверка правильности уплаты журналистом налогов. Впрочем, по заверению отца осужденного Анатолия Лурье, "здесь все у Олега чисто": "Все недвижимое имущество, некоторые автомобили уже давно проданы, кредит за Porsche Cayenne, на котором ездит его бывшая жена Вита, и Audi A6 еще не выплачен. Дом в Подмосковье, который десять лет строили и в котором они жили, оформлен на бывшую жену".

Юрий Сенаторов

 

****

 

Журналист Олег Лурье проведет 8 лет в колонии строгого режима за шантаж члена Совета федерации Слуцкера

 
Журналист Олег Лурье восемь лет проведет в колонии строгого режима за шантаж члена Совета федерации Владимира Слуцкера. Лурье требовал у сенатора $50 тыс. за непубликацию статей о причастности сенатора к уголовному преступлению, а его жены, бизнес-леди Ольги Слуцкер – к занятиям проституцией. Виновным журналист признан только в вымогательстве и мошенничестве – иска о том, что статьи являются клеветой, потерпевшие не подавали.

Во вторник Тверской суд Москвы вынес приговор по делу гендиректора издательского дома ООО «Алиса инвест» журналиста Олега Лурье, обвиняемого в вымогательстве и мошенничестве. Выступая в прениях на прошлой неделе, представитель прокуратуры по совокупности обвинения по ст. 159 (мошенничество) и ст. 163 (вымогательство) УК РФ предложил приговорить журналиста к восьми годам колонии строгого режима.

Судья Елена Сташина именно такой приговор и вынесла. Кроме того, Лурье обязали выплатить в пользу государства штраф – 200 тыс. рублей.

Дело против Лурье было возбуждено в 2007 году по факту вымогательства у сенатора от Чувашии Владимира Слуцкера и его жены Ольги. Журналист в июле 2006 года требовал у супругов $50 тыс. за непубликацию компрометирующих их статей «Мадам Слуцкер. Кто заработал на убийстве генерала Трофимова?» и «Мадам Слуцкер. Вид сзади». Деньги супруги Слуцкер платить отказались, и материалы были опубликованы на сайтах «Компромат.Ru» и Stringer.ru. В них говорилось о том, что жена сенатора Ольга Слуцкер, сейчас владеющая сетью фитнес-клубов World Class, в прошлом занималась проституцией в Сочи, а ее супруг причастен к убийству генерала ФСБ Анатолия Трофимова. Судья Сташина, оглашая приговор, назвала информацию, содержащуюся в заметках, «клеветнической, явно негативной, порочащей честь и достоинство, ставящей под сомнение моральные и деловые качества, а также добропорядочность Владимира и Ольги Слуцкер».

По второму эпизоду уголовного дела Лурье обвинялся в мошенничестве: по версии следствия, он в декабре 2006 года за 11,5 тыс. евро пообещал общественному помощнику сенатора Сергею Олейнику снять с сайта «Антикомпромат.Ru» статью «Протоколы лубянских мудрецов», в которой вновь говорилось о причастности Слуцкера к убийству Трофимова, а также о том, что сенатор отказался давать показания по уголовному делу, воспользовавшись своим статусом. Олейник заплатил, но Лурье обещания не выполнил и статья осталась на сайте.

Все доводы потерпевших – в ходе процесса в суде выступали и сам сенатор, и его жена – суд принял к сведению. Кроме того, допустимым доказательством была признана аудиозапись одного из разговоров Олейника с Лурье, во время которого журналист якобы вымогал 11,5 тыс. евро, – несмотря на то, что запись была сделана не во время оперативных мероприятий, а самим помощником сенатора. Не прислушалась судья только к Лурье и его адвокату, которые в ходе процесса настаивали на бездоказательности обвинения и невиновности журналиста. Выступая на прошлой неделе с последним словом, подсудимый призвал суд к милосердию.

Взамен на оправдание Лурье обещал больше не заниматься журналистскими расследованиями, чтобы не нанести ненароком кому-нибудь моральный вред.

Впрочем, судья настаивала, что журналист прекрасно отдавал себе отчет в том, что делает, – судебно-психиатрическая экспертиза признала его вменяемым. В Институте им. Сербского, где осматривали Лурье, у него нашли «смешанное расстройство личности, не сопровождающее умственной отсталостью». «Демонстративность, эгоцентричность, потребность нравиться, склонность к рисовке», – перечисляла Сташина поведенческие расстройства Лурье.

Подсудимый во время приговора данные экспертизы не подтверждал и вел себя спокойно, лишь отрицательно качая головой на каждое из перечисленных обвинений. Время от времени переминаясь с ноги на ногу за железными прутьями решетки, Лурье делал знаки гражданской супруге и родственникам. Единственной фразой, произнесенной журналистом за полтора часа заседания, стала реакция на приговор. «Он мне понятен, но я не согласен с этим приговором и буду его обжаловать», – говорил Лурье, пока конвойные выводили его из зала суда.

["Время новостей", 11.03.2009: Когда в 2007 году Олега Лурье начали вызывать на допросы, он лег на лечение в психиатрическую клинику №1 (в простонародье -- Кащенко). Следствие тогда перевело журналиста на обследование в НИИ им. Сербского, где врачи пришли к выводу о его полной вменяемости. После этого г-н Лурье попытался баллотироваться в Госдуму. Посчитав, что таким образом он пытается уйти от ответственности, 25 января 2008 года следователи провели у него обыски, а через день суд выдал санкцию на его арест.
В приговоре судья отметила, что в ходе следствия на машину обвиняемого «Ауди А6» был наложен арест, но из-за того, что подсудимый перечислил на счет Слуцкера 401 тыс. руб., суд арест с имущества снял. Сам г-н Лурье в ходе процесса заявлял, что ничего не вымогал, а лишь хотел занять у сенатора денег, и потому вины не признает.
Стоит отметить, что в отношении г-на Лурье может быть возбуждено еще одно дело -- об уклонении от уплаты налогов. По данным следствия, имущество, которым владеет г-н Лурье (в частности, шесть дорогих иномарок, две квартиры и загородный дом), не соответствует его официальной зарплате. Его ежемесячный доход журналиста с 2000 по 2007 год, по официальным документам, составлял 5 тыс. рублей. - врезка К.Ру]


Кроме самого осужденного говорить об обжаловании было некому – адвокат Лурье на оглашение его клиенту сурового приговора не пришел. Не присутствовал в зале и гособвинитель. Зато представитель четы Слуцкер адвокат Сергей Березовский (являющийся также отцом потерпевшей Слуцкер) заявил журналистам, что приговором полностью удовлетворен. «Процесс выходит за рамки частного случая. Мы вновь возвращаемся к вопросу о поправках в закон о СМИ, касающихся интернет-сайтов. Ведь сейчас только печатные СМИ должны проверять достоверность информации, а сайты руководствуются единственным критерием – интерес читателей», – между делом напомнил Березовский о законодательной инициативе зятя. (Сенатор Слуцкер ранее предлагал внести в закон поправки, обязывающие все интернет-сайты с посещаемостью более 1 тыс. человек в день регистрироваться как СМИ.) Самого Лурье отец Ольги Слуцкер назвал «способным человеком» и «талантливым лжецом».

Впрочем, несмотря на уверенность в ложности публикаций, иска о защите чести и достоинства или заявления о клевете супруги Слуцкер не подавали и не собираются.

«Понимаете, мои доверители не жаждут крови, они не хотели вообще никакого процесса, только когда шантаж стал систематическим, они обратились в милицию», – объяснял представитель потерпевших, выходя из здания суда. Березовский заявил, что супруги не оспаривали в суде достоверность публикаций, чтобы «не полоскать грязное белье». «Вы представьте – женщине в открытом процессе придется доказывать, что она не проститутка. Вот докажите», – предложил отец Слуцкер корреспонденту «Газеты.Ru». «Не знаю, может быть, такой иск и будет, но пока заявлять его мы не собирались», – закончил адвокат.

Обжаловать приговор в Московском городском суде осужденный журналист может в десятидневный срок.

["Росбалт", 10.03.2009: Это не первый столь суровый приговор журналистам центральных СМИ, обвиняемым в шантаже. В январе 2004 года в Москве была арестована шеф-редактор интернет-сайта «Досье.ру» и журналист газеты «Версия» 41-летняя Юлия Пелехова. Ее обвинили в вымогательстве $100 тыс. у предпринимательницы Оксаны Токаревой, с которой журналистка ранее дружила, а также с чьей помощью подготовила несколько статей-расследований. Деньги Пелехова требовала за отказ от публикации материала о Токаревой. В августе 2004 года Тверской суд приговорил Пелехову к семи годам тюрьмы. Позже срок заменили на семь с половиной лет условного заключения.

12 сентября 2007 года в одном из столичных ресторанов был задержан заместитель главного редактор «Независимой газеты» Борис Земцов. Его взяли в момент получения денег от Анаса Нурутдинова, помощника и. о. министра сельского хозяйства Алексея Гордеева. По версии СК при МВД РФ, Борис Земцов подготовил ряд негативных статей, касающихся Гордеева. За то, чтобы не публиковать их, журналист потребовал более миллиона рублей. Задержали Земцова, когда он пришел забирать первый транш в размере $30 тыс. В августе 2008 года Мещанский суд признал его виновным в вымогательстве и незаконном хранении наркотиков (при обыске квартиры журналиста была обнаружена анаша), приговорив к восьми годам тюрьмы. В декабре 2008 года Мосгорсуд снизил Земцову срок заключения до семи лет.

В декабря 2007 года в Москве был задержан известный журналист Феликс Медведев. В 80-е годы он являлся спецкором журнала «Огонек», вел на телевидении передачи «Парижские диалоги» и «Зеленая лампа». Потом трудился в еженедельнике «Версия» и «Экспресс-газете». По данным следствия, Медведев обратился к помощнику руководителя холдинга «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Он заявил, что подготовил ряд материалов, порочащих Дерипаску и членов его семьи, а затем потребовал ежемесячно выплачивать ему $10 тыс., чтобы избежать нежелательных публикаций. При получении $42 тыс. Медведев был задержан. - врезка К.Ру]


Елена Шмараева

Источник: Газета.Ру, 10.03.2009