Шоу-бизнес
18.05.2016

Мединский придумал налог на кинотеатры

Мединский придумал налог на кинотеатры
  • «Ведомости»

     

    Никита Михалков и Владимир Мединский. Фото ria.ru, netbespredelu.ru

В этом году Фонд кино уже наснимал шедевров на 3 млрд

Правительство вновь проработает вопрос о сборах с кинотеатров (в том числе с онлайн-кинотеатров) и телеканалов в пользу отечественных кинокомпаний. Это следует из письма президенту Владимиру Путину от его помощника Андрея Белоусова, датированного 27 апреля: на письме резолюция Путина «согласен».

Белоусов ссылается на идею Министерства культуры собирать для дополнительной поддержки отечественной кинематографии 3% с доходов кинотеатров и 0,5% доходов с онлайн-кинотеатров и телеканалов, которые показывают фильмы. К примеру, билет в кино в среднем стоит 270 руб., при введении сборов он подорожает на 8,1 руб., приводит в письме данные министерства Белоусов. В результате, по расчетам министерства, кинокомпании могут получать от кинотеатров и телеканалов 3–4 млрд руб. в год, резюмирует он и предлагает поручить правительству проработать соответствующие механизмы и доложить до 1 июля.

Получателем средств предлагается назначить государственный Фонд кино.

 

["Аргументы и факты", 11.05.2016, "В 2016 году не окупился ни один российский фильм кроме «Экипажа»": Глава «Роскино» Екатерина Мцитуридзе рассказала, что российские фильмы 2016-го года, в том числе снятые на средства господдержки, не окупились...

 

«Если брать этот год, первые полгода, большинство фильмов, кроме "Экипажа", в минусе. Это серьезный повод для анализа, потому как получается, что на все эти фильмы эксперты год или два назад делали ставки, раз уж на них выделялось госфинансирование»,— сообщила Мцитуридзе.

Она отметила, что 6 миллиардов рублей, которые выделяются на поддержку кино Минкультом, хватило бы на один голливудский блокбастер, однако понять как расходуются эти средства практически невозможно.

«Этой аналитики нет. Понять, как именно среднестатистический россиянин вкладывается в российское кино и чего он в итоге ожидает, тоже невозможно»,— отметила Мцитуридзе.]

 

Пресс-служба Минкульта, пресс-секретари президента и премьер-министра не ответили на запрос. Замминистра связи Алексей Волин подтвердил, что министерство получило из правительства копию письма. Федеральный чиновник подтвердил наличие письма Белоусова и то, что Путин согласился с необходимостью проработать идею.

В этом году из федерального бюджета на поддержку отечественной кинематографии было выделено 5,1 млрд руб. Из них около 3 млрд руб. получил Фонд кино.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2015 г. телеканалы страны заработали только на рекламе (это основной источник доходов) 136,7 млрд руб. Если идея Минкультуры будет поддержана, они будут платить в Фонд кино около 0,7 млрд руб. в год (впрочем, не все каналы транслируют российское кино). На билеты в кино жители России в прошлом году, по данным журнала Фонда кино, потратили 43,4 млрд руб., 3% от этой суммы – 1,3 млрд руб. Наконец, по данным J’son & Partners Consulting, в 2015 г. выручка всех интернет-видеосервисов (включая платформы операторов, сервисы телеканалов) выросла на 15% до 8,5 млрд руб. Выручка только онлайн-кинотеатров составила 5,9 млрд руб. Это еще 0,03 млрд руб. Итого, по расчетам, Фонд кино может получать 2 млрд руб. ежегодно.

Чиновники не впервые обсуждают идею сборов с кинотеатров и телекомпаний для дополнительной поддержки отечественного производства. Они приводят в пример так называемую французскую модель: там национальный фонд поддержки кино формируется прежде всего за счет отчислений кинотеатров и телеканалов. Впервые использовать такую модель предложил бывший исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков еще в 2011 г. Идея неоднократно обсуждалась на правительственном совете по кино, но так и не была поддержана.

 

Против выступали не только кинотеатры и телеканалы, но и сами российские продюсеры. Они указывали, что в России не хватает кинотеатров и владельцы кинотеатров активно инвестируют в развитие – лишить их части прибыли – значит уменьшить потенциальное число новых кинозалов и, соответственно, лишиться части кинокассы. Продюсеры также опасались, что отечественные фильмы в такой ситуации будут получать меньшую поддержку кинотеатров и федеральных каналов при продвижении. Вчера руководители двух киносетей вновь подтвердили, что выступают резко против введения таких сборов.

«После обсуждения идеи с телекомпаниями мы полагаем, что введение сборов с ТВ в пользу кинокомпаний лишь нанесет вред отечественной кинематографии, – заявил  Волин. – Отечественное кино занимает минимальную часть эфира российских каналов, большая его часть – сериалы, телефильмы и шоу, поэтому нельзя сказать, что существенную часть рекламной выручки телекомпании получают за счет кино и могли бы ею поделиться». Кроме того, напоминает Волин, телеканалы и так финансируют отечественную кинематографию, когда покупают права на показ фильмов в эфире, а многие отечественные премьеры не обходятся без информационной поддержки крупнейших телеканалов: «Если сборы будут введены, каналы, естественно, снизят стоимость таких закупок и, вполне вероятно, объем информационной поддержки». Впрочем, в кризис каналы и так резко снизили закупки, говорит один из продюсеров.

 

«Инициатива очень странная, кинопрокат и цифровая дистрибуция – естественный, прямой канал финансирования производства фильмов, – говорит директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. – Рынок онлайн-кинотеатров растет, но рентабельность этого бизнеса минимальна. Никаких внутренних резервов там нет. Российские онлайн-кинотеатры и так изо всех сил продвигают отечественный контент и внутри страны, и на внешних рынках, сотрудничают с Фондом кино, с Роскино. Я уверен, что дополнительные деньги на российское кинопроизводство надо искать у тех, кто ничего не отчисляет правообладателям, т. е. у пиратов».

Идея поиска дополнительных источников финансирования отечественного кино очень актуальна, говорит исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев: «Мы видим по заявкам в фонд, что качество российских проектов растет, есть много достойных заявок, и мы сейчас не можем профинансировать все». Конкретные предложения по сборам он комментировать отказался, сославшись на то, что не видел документов.

 

Ксения Болецкая

Анастасия Голицына

Маргарита Папченкова

 

****
 
Путину предложили собрать с кинотеатров 3-4 млрд руб. для Михалкова, Бондарчука и прочих "киношников"

 

Министерство культуры предложило обложить кинопрокатчиков сбором для поддержки отечественного кинематографа. Об инициативе ведомства Владимира Мединского пишет в письме Владимиру Путину помощник президента Андрей Белоусов.

Минкультуры предлагает «внедрить механизм отчислений» для тех, кто зарабатывает на показах фильмов. По мнению ведомства, для кинотеатров и «распространителей кино» размер сбора должен быть установлен на уровне 3% от доходов, для телевизионных вещателей и онлайн-кинотеатров — на уровне 0,5% от доходов. Что имеется в виду под доходами, в письме не уточняется, но, судя по цифрам, речь идет о выручке: Минкультуры рассчитывает, что эта мера поможет ежегодно собирать дополнительные 3–4 млрд руб. на развитие российского кино.

Сборщиком средств ведомство предлагает назначить Фонд кино, который подчиняется правительству и занимается распределением государственных субсидий для производителей кино. Для фонда будут установлены показатели эффективности деятельности: например, он должен будет гарантировать рост количества российских фильмов в прокате, а также кассовых сборов от их показа и отчитываться о росте числа зрителей, описывает Белоусов инициативу Минкультуры. Предполагается, что эта мера поможет увеличить долю зрителей отечественного кинематографа до 25% к 2018 году. С 2000 по 2015 год этот показатель, по данным министерства, вырос более чем в три раза — с 5,4 до 18%.

Сегодня Минкультуры тратит деньги на поддержку кинематографа либо напрямую, либо через Фонд кино. В 2014 году расходы ведомства на кинопроизводство и поддержку кино составили 6 млрд руб., в 2015-м — 5,4 млрд руб., на 2016-й запланирована сумма в 5,1 млрд руб. Кроме того, из бюджета в Фонд кино в 2015 году была предоставлена субсидия на 3 млрд руб.

Правительству еще предстоит изучить предложения Минкультуры, отмечает Белоусов: необходимо оценить «влияние вводимой нагрузки» на тех, с кого будет взиматься сбор. В частности, Минкультуры подсчитало, что средняя стоимость билета в российских кинотеатрах, которая сейчас составляет 270 руб., из-за сбора вырастет на 8,1 руб. Результаты оценки предложений должны быть подведены к 1 июля 2016 года.

Источник в Минкультуры подтвердил суть предложений ведомства. На официальный запрос  в министерстве пока не ответили.

Мединский еще в феврале 2016 года на совещании под председательством премьера Дмитрия Медведева предлагал обложить «киносбором» российские телеканалы. Поступать отчисления должны «в специализированные государственные фонды, занимающиеся поддержкой кинематографа», говорил министр. Конкретных параметров сборов он тогда не привел, отметив, что обсуждал идею с руководителями телеканалов.

 

Реакция рынка

 

Российские онлайн-кинотеатры негативно восприняли предложение о введении обязательного сбора. У онлайн-сервисов и без того достаточно низкая рентабельность, поскольку основной доход — более 50% — уходит мейджорам, говорит представитель одного из крупных российских онлайн-кинотеатров.

Генеральный директор онлайн-кинотеатра Tvzavr.ru Марина Сурыгина назвала инициативу Минкультуры «абсурдной». Она напомнила, что онлайн-кинотеатры и так платят правообладателям огромные роялти, при этом сами не являются прибыльными. У самого Tvzavr.ru 55% библиотеки видеоконтента — фильмы российского производства. «Тем самым мы и так поддерживаем отечественного производителя», — говорит Сурыгина.

Генеральный директор кинотеатра Megogo Виктор Чеканов также отметил, что его удивила инициатива Минкультуры. «Это выглядит как попытка обложить сбором отрасль, которая сегодня и без того является главным драйвером роста потребления кино, российского в том числе», — сообщил он. В Megogo российского контента более 50%. По словам Чеканова, в предложении Минкультуры отсутствует схема прозрачного распределения средств. «Просто есть констатация: «Хотим собрать 4 млрд. Уже есть какие-то конкретные проекты под эти деньги? Они действительно столько стоят? Где о них можно узнать?» — удивляется глава Megogo.

«Выжимать дополнительные средства на национальное кинопроизводство надо не из действующего легального бизнеса, а из пиратской среды, где крутятся десятки миллионов долларов», — отметил в разговоре Алексей Бырдин, генеральный директор ассоциации «Интернет-видео», объединяющей крупнейших игроков рынка кинопоказа в интернете.

Минкомсвязи обсудило предложения Минкультуры с рядом телеканалов, которые уверены, что их реализация негативно скажется на самой киноиндустрии, рассказал замглавы ведомства Алексей Волин. Каналы объясняют это тем, что, если они начнут платить отчисления, им придется компенсировать новые расходы, поэтому они сократят затраты на закупку российских фильмов и будут стараться компенсировать потери дополнительными коммерческими рекламными роликами, которые заменят сегодняшние промо российского кино, объясняет Волин. Кроме того, каналы не понимают, почему, если доля отечественного кино в эфире составляет «считаные проценты», а основной объем занимают российские сериалы и телепрограммы, они должны платить отчисления на кино, добавляет он. Минкомсвязи подготовит свою позицию по предложениям Минкультуры, после того как доработает ее с каналами и получит отзывы от онлайн-кинотеатров. «Инициатива Минкультуры может стать убийственной для самого кино», — заключил Волин.

Представители «Газпром-Медиа» и «СТС Медиа» отказались от комментариев. Связаться с представителями других телеканалов и сетей кинопроката на момент публикации материала не удалось.

 

Алена Сухаревская

Елизавета Архангельская

 

Источник: РБК, 18.05.2016