Шоу-бизнес
03.11.2017

Новое блюдо Пригожина

Новое блюдо Пригожина

  • Евгений Пригожин. Фото Getty images, РИАН
Не добившись долгожданного забвения, хозяин фабрики троллей решил купить "Фонтанку" и "Деловой Петербург"
Правила, что месть — это блюдо, которое надо подавать холодным, придерживаются не все. Евгений Пригожин, известный как «повар Путина» и предположительный отец «фабрики троллей», сервирует это блюдо горячим. Как сообщает «Новая газета», он готов купить сайт «Фонтанка», а заодно прибрать к рукам издание «Деловой Петербург».

Убить за идею

Последний год в войне, которую Евгений Пригожин ведет со СМИ с 2013 года, было небольшое затишье. После безуспешной борьбы с «Яндексом», Google и Mail.Ru (бизнесмен подал около 20 исков, требуя удалить из поисковиков, по его мнению, недостоверную информацию; часть из них он отозвал сам, в удовлетворении части ему отказал суд) Пригожин переключился на международную политику. Следователи США изучают возможное вмешательство «фабрики троллей» в президентские выборы 2016 года — в американском сегменте сети Facebook было создано около полумиллиона фейковых аккаунтов.

Затишье на «русском фронте» закончилось 21 августа, когда «Фонтанка» опубликовала серию материалов «Список Вагнера» Дениса Короткова о том, как в Сирии действует частная военная компания (ЧВК), имеющая отношение к Евгению Пригожину.

После этого на десятках дотоле неизвестных сайтов и блогов появились публикации, где автора расследования назвали предателем Родины. Истерика нарастала, вскоре Коротков был уже «агентом СБУ Украины и запрещенной в России ИГИЛ». На самых помоечных ресурсах среди угроз публиковали адрес, по которому реально живет журналист.

Спустя месяц, когда накал страстей и проклятий начал понемногу стихать, «Фонтанка» опубликовала текст, не имеющий к Пригожину никакого отношения: о том, как из здания полпредства Северо-западного федерального округа (СЗФО) через окно второго этажа грабители выкинули сейф, в котором оказались драгоценности на сотни тысяч рублей. Николай Цуканов, полпред президента в СЗФО, об этой истории публично не проронил ни слова, но жалоба на то, что «Фонтанка» с подачи Смольного «мочит» полпреда, моментально улетела в администрацию президента РФ. Итог дезинформации был совсем абсурдным: Смольный, не имевший к скандалу с сейфом никакого отношения, «наехал» на автора статьи Евгения Вышенкова, и тому пришлось извиняться перед Цукановым.

Казалось бы, инцидент исчерпан. Но нет, маховик был запущен, и теперь уже не на десятках, а на сотнях ресурсов — в ЖЖ, на незарегистрированных и зарегистрированных сайтах полились обвинения «Фонтанки» в продажности, порочных связях и нетрадиционной ориентации ее сотрудников. Делалось это довольно профессионально — самые безумные и агрессивные домыслы публиковались на одноразовых страничках в ЖЖ, откуда и распространялись, а на зарегистрированных ресурсах та же информация подавалась юридически безупречно.

Одновременно с банальной истерикой в сеть была вывалена банковская отчетность издания. По словам главного редактора «Фонтанки» Александра Горшкова, в банке так и не ответили, как банковская тайна стала публичным достоянием.

В эти же дни Роскомнадзор начинает искать у «Фонтанки» иностранных инвесторов — и не находит, но по касательной «граната» прилетает к постоянному автору издания, другу Вышенкова, знаменитому историку Льву Лурье. Внезапно эксперты по «экскурсоведению» выказывают бешеный интерес к аудиоэкскурсии к 100-летию революции, которую Лев Яковлевич записал для одной из компаний такси, и РИА «Новости» (!) аж два дня подряд публикует и дополняет информацию о том, что «автор исторически невежественен».

А 24 октября «Фонтанку» взломали. Александр Горшков уверен, что это был террор с целью воздействия на СМИ, а не банальное вымогательство. «Подсказываю сыщикам дорожку к злодеям, — говорит он. — Сегодня некоторые интернет-помойки из ряда тех, где льют на нас дерьмо, разродились однотипными текстами о том, что это мы сами сломали себе сервер. Понятно, что те, кто их размещает, связаны с заказчиками атаки. Имея в руках инструментарий и полномочия полиции — ФСБ, не так сложно пройти по цепочке и выйти на мерзавцев. Было бы желание».

В принципе даже такие «бои без правил» по нынешним временам, увы, не выглядят чем-то экстраординарным. Если бы не одно «но». Ресурсы, на которых «Фонтанку» профессионально мочили за «Список Вагнера», спустя месяц — за оскорбление полпреда, а после взлома обвиняли в самопиаре, в значительной мере совпадают.

...6 октября 2017 года «Коммерсант» опубликовал информацию о том, как в округах готовятся к выборам президента РФ. Среди прочего источник «Ъ» сообщил, что «ресурсами и людьми Цуканову помогает бизнесмен Евгений Пригожин, в частности исследованиями руководит политтехнолог Ярослав Игнатовский».

NiZuk 3534654564635content
Николай Цуканов

От вопроса "Как полпредству будет помогать «кремлевский повар»?", Николай Цуканов старательно ушел. Сначала он посоветовал не читать российских газет и перешел к теме родовспоможения в Вологодской области. На повторный вопрос недоуменно развел руками: «Пригожин... Какой Пригожин? Иосиф, что ли? Муж певицы Валерии? Это не в моей компетенции...».

Однако даже элементарный Google позволяет обнаружить, что Ярослав Игнатовский, руководитель конторы PolitGeneration (сайт не работает), — давний и постоянный автор ресурса «Невские Новости» (Новости СЗФО), одного из самых первых детищ медиаимперии Евгения Пригожина (см. «Расследование РБК: как из «фабрики троллей» выросла «фабрика медиа»).

Получить комментарий Евгения Пригожина не удалось по одной простой причине — он вообще не общается с журналистами.

Или убить за деньги

«Когда мы публиковали «Список Вагнера», мы понимали, что будет «обратка», — невесело шутит Горшков. — Готовились к бомбардировке, но не предполагали, что нас будут жечь напалмом».

Психическая атака оказалась лишь первым залпом «напалма», который обрушили на петербургских журналистов. Нам стало известно, что на прошлой неделе, на уровне чиновников администрации президента, на людей, «документально» не имеющих к «Фонтанке» отношения, но имеющих вес в принятии решений по ее судьбе, было оказано давление. Им предложили продать «Фонтанку»... Евгению Пригожину. А заодно и другое независимое городское издание — «Деловой Петербург».

Здесь следует сделать небольшое отступление. До декабря 2015 года основные пакеты акций и «Фонтанки» (51)%, и «Делового Петербурга» (100%) принадлежали шведской компании Bonnier Business Press. После вступления в силу закона о том, что иностранные инвесторы не могут владеть более чем 20% акций российских СМИ, успешное партнерство пришлось расторгнуть.

Миноритарии — основатели и руководители «Фонтанки» Александр Горшков, Андрей Константинов (Баконин), Евгений Вышенков и Андрей Потапенко — выкупили у шведов 51% акций. Спустя несколько месяцев появилась информация, что инвестиционная компания Fort Group проявила интерес к «Фонтанке». Ее никто не подтвердил и не опроверг. Сам Горшков о структуре владения говорит так: «Нас четверо (см. выше. — Ред.) и дружественное АО». Хозяева Fort Group Максим Левченко и Борис Пайкин о том, что могут иметь к «Фонтанке» какое-то отношение, не обмолвились ни разу.

Тот же Fort Group, но уже официально и публично, пришел на выручку «Деловому Петербургу» и выкупил у Bonnier Business Press 80% акций.

Однако смелости быть публичными владельцами независимых СМИ у Fort Group хватило ненадолго. В феврале 2017 года на своей странице в Facebook Максим Левченко написал: «Мы продаем «ДП», устав отбиваться от звонков тех, кто не хочет, чтобы «ДП» писал о них плохо и рассказывал всю правду, которая не всегда оказывается приглядной. [...] 99% нашего пакета акций продается главному редактору «ДП» с рассрочкой. Еще раз медленно и по слогам: этот пакет акций не передается и не дарится, а именно про-да-ет-ся».

Так главный редактор «ДП» Максим Васюков стал почти единоличным владельцем издания, которое возглавлял много лет. Обременением к этому счастью был гигантский долг, сумма которого не разглашалась. Поэтому Левченко хоть и заявил, что «дистанцировался» от издания, но фактически контроль за ним сохранил.

Несмотря на внешнюю независимость, издание переживало тревожные времена — к «ДП» настойчиво присматривалась НМГ (Национальная Медиа Группа, контролируется Юрием Ковальчуком). Но вопрос о возможных намерениях «кремлевского повара» купить его издание Максим Васюков воспринял как дурную шутку: «Этого не может быть! Я ничего не слышал о возможной продаже «ДП» господину Пригожину. Откуда он здесь может быть?».

Однако, как показывает цепочка связей, очень даже может.

Борис Пайкин — человек куда менее публичный, чем его партнер, без аккаунтов в соцсетях, и, как говорят недоброжелатели, хозяин своего слова: «хочу дам, хочу — заберу». Однако в этом тандеме именно за ним стоят серьезные люди. Потому что, помимо Пайкина и Левченко, бенефициаром Fort Group называют заместителя председателя правления Газпрома Валерия Голубева. И Пайкина, ныне депутата Госдумы, с ним связывают давние деловые и финансовые отношения.

Несколько лет назад журналисты международного расследовательского проекта «Секретность на продажу: внутри всемирного лабиринта офшорных денег» (Secrecy for Sale: Inside the Global Offshore Money Maze) опубликовали список людей, обладающих компаниями в офшорах. Среди них были имена топ-менеджеров Газпрома Валерия Голубева и Бориса Пайкина (на тот момент генерального директора ООО «Газпром социнвест»), владевших акциями зарегистрированной на Британских Виргинских островах компании Sander Universal Inc.

Что же до Валерия Голубева, то он не только питерский. В 1979–1991 годах он был сослуживцем Путина в Первом главном управлении КГБ, затем вслед за ним перешел на работу в мэрию (1991–1993 годы), а оттуда — на должность главы Василеостровского района (1993–1999 годы). Именно в это время Владимир Путин получил квартиру на 2-й линии Васильевского острова, что для данной истории может быть не так существенно. Куда существеннее то, что безвестный и дотоле не слишком успешный бизнесмен Евгений Пригожин именно в эти годы и именно на Васильевском острове открыл три первых ресторана — «Русский китч», «Старую таможню» и плавучий New Island. Что, конечно, можно считать чистым совпадением. А можно косвенным доказательством того, что именно через высокопоставленного Голубева Пайкину и Ко «кремлевский повар» донес мысль, что хочет купить два издания, документально им не подконтрольные, но от них зависимые.

И Пайкин, и Левченко категорически отказались говорить не только о Пригожине, но и о своих отношениях с «Фонтанкой» и «ДП». Максим Левченко прямо сказал, что ничего ни про какую переуступку долга комментировать не будет, а Борис Пайкин еще и возмутился, что его, депутата Госдумы, беспокоят по поводу «каких-то газет». «Если у «ДП» есть долги, то пусть он кому надо их и выплачивает, — заявил бывший акционер. — А по поводу того, что кто-то ведет переговоры, вот и звоните тому, кто эти переговоры ведет».

К сожалению, Валерий Александрович Голубев ни разу не снял трубку.

Александр Горшков знал, что судьбу его издания пытаются решить без его ведома где-то наверху. «Меня обнадеживает в этой истории, — говорит он, — что во время того ада, который нам устроили последние два месяца (а я на своем веку ничего похожего не припомню), всю клевету и чернуху они размещали на всяких интернет-помойках. Потому что если бы было принято решение нас прихлопнуть, то в ход пошла бы тяжелая артиллерия. Конечно, мы живем в свободной стране, и каждый гражданин имеет право купить что захочет, не нарушая российских законов. Но даже если кто-то хочет купить, это не значит, что кто-то хочет продать. Неправильно было бы сказать, что есть вещи, которые не продаются, но правильно сказать, что есть вещи, которые не продаются в плохие руки».

Как ранее сообщало агентство «Руспрес», в прошлом году Евгений Пригожин подал в суд против трех крупнейших интернет-поисковиков. Ресторатор на основании «закона о забвении» требовал «зачистить» информацию о том, что в свое время он якобы отсидел восемь лет за мошенничество, разбой и вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность.

****

Новости от Пригожина забанили в Гугле

Федеральное агентство новостей (ФАН) заявило о введении компанией Google «политической цензуры», выразившейся в прекращении трансляции новостей с сайта агентства в поисковом сервисе Google.News.

В сообщении ФАН подчеркивается, что такая цензура выгодна властям США и введена «с целью ограничения распространения информации о борьбе с международным терроризмом».

FAN 29849385794387509438536458202
Google.News исключила из выдачи сайт ФАНа

В ближайшее время редакция ФАН намерена подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу и иск в суд, чтобы заставить Google восстановить трансляцию новостей агентства через Google.News.

«Редакция и журналисты «Федерального агентства новостей» считают необходимым запретить сервису Google.News осуществлять политическое цензурирование средств массовой информации, действующих в рамках закона о СМИ», — говорится в сообщении ФАН.

Руководитель проекта Федеральное агентство новостей Евгений Зубарев сообщил, что предметом обращения ФАН в Федеральную антимонопольную службу станет «нарушение закона о конкуренции с использованием Google доминирующего положения на рынке».

«Мы соблюдаем и три года соблюдали все правила и требования, которые выдвигались сервисом Google.News. Никаких претензий не было. Исключив нас из выдачи новостей, Google, как один из доминирующих игроков, лишил нас возможности использовать публичные сервисы [для своего продвижения]. То есть кому-то они дают такую возможность, а нас ее лишили. Обращение направим в ближайшее время», — рассказал Зубарев.

По его словам, ФАН также намерен обратиться в суд. «Иск будет предъявлен российскому представительству Google Incorporated, офис которого находится в Москве. Соответственно, иск будет направлен в московский суд. Какой — определяемся. Мы, в том числе обратимся в Роскомнадзор [по факту использования] политической цензуры. Согласно закону «О СМИ» цензура у нас в стране запрещена», — констатировал Зубарев.

Редакция направила запрос в компанию Google.

В конце октября 2017 года сервис микроблогов Twitter объявил о том, что прекращает прием рекламных объявлений со всех аккаунтов российского телеканала RT и агентства Sputnik.

«Это решение было основано на ретроспективном исследовании ситуации с выборами 2016 года в США, а также на выводах американского разведывательного сообщества, которое пришло к заключению, что и RT, и Sputnik пытались вмешаться в эти выборы от имени правительства России», — говорилось в заявлении Twitter.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала решение Twitter «агрессивным шагом».

Председатель комитета Госдумы по информполитике, информтехнологиям и связи Леонид Левин отметил, что ​исключение ресурсов из выдачи Google «не может не вызывать серьезной озабоченности». По его словам, Google.News не пользуется в России «заметной популярностью, и сам по себе факт [исключения ресурса] вряд ли повлияет на российское информационное поле». «Однако действия американской компании являются опасным прецедентом превращения новостного агрегатора в пропагандистский инструмент, который может при дальнейшем развитии этой тенденции привести к серьезным последствиям в виде попыток манипуляции общественным мнением», — прокомментировал он, выразив надежду на то, что Google «даст исчерпывающие разъяснения для российской общественности, которые исключат дальнейшие недоразумения».

ФАН было создано в 2014 году и, как следует из расследования РБК, является частью так называемой «фабрики медиа», объединяющей 16 порталов, которые связаны друг с другом либо общим адресом, либо общим руководителем, либо уникальным идентификатором сервисов Google. Совокупная аудитория 16 порталов «фабрики медиа» в феврале 2017 года достигла 36 млн человек, в том числе аудитория ФАН — 11 млн человек.

["Ъ", 02.11.2017, "ФАН пожаловалось на цензуру со стороны Google": В конце октября доля перешедших на сайт ФАН со всех ресурсов Google снизилась более чем в два раза — с 2,5% до 1,3% — врезка К.ру]

Помимо ФАН в Google News нет прямых ссылок и на другие издание, которые были упомянуты в расследовании. По итогам поиска «по запросу ничего найдено» выдается на такие издания как: «Инфореактор», «Экономика сегодня», «Народные новости», «Федеральное агентство происшествий», «Свободное время», «Политика сегодня», «Ньюинформ», «Политэксперт», «Политпазл», «Слово и дело», «Невские новости», «Журналистская правда», «Новостное агентство Харькова», «ПолитРоссия», «ПолитХаос».

["Ведомости", 02.11.2017, "Google News заблокировал связанные с Пригожиным медиа": «Ведомости» убедились, что в Google News сейчас нет ни одной прямой ссылки на сайт ФАН. Упоминания агентства можно найти в этом новостном агрегаторе, только если его сообщения процитированы другими СМИ. [...]

Прежде в Google News они были — ссылки на них сохранились в архиве этого сервиса. При этом в «Яндекс.Новостях» все эти новостные ресурсы, включая ФАН, присутствуют. [...]

Если «Яндекс.Новости» остаются одним из основных источников внешнего трафика для российских СМИ, то влияние Google News в рунете скромнее. В среднем этот сервис дает новостным ресурсам рунета несколько процентов трафика, говорили прежде опрошенные «Ведомостями» сотрудники СМИ. Аудитория этого сервиса в России не превышает 1 млн человек в месяц. [...]

«Фабрику троллей» западные СМИ в последнее время часто упоминают в контексте попыток российского вмешательства в президентские выборы в США. На днях представители интернет-гигантов Facebook, Twitter и Google выступили перед сенаторами и признали уязвимость своих платформ перед троллями и фейковыми аккаунтами, которые распространяют дезинформацию и политическую рекламу. [...]

Представитель Пригожина в сентябре в переписке с «Ведомостями» категорически отрицал, что сам бизнесмен или его активы пытались как-либо влиять на ход президентской кампании в США, например через размещение политической рекламы, предназначенной для американских избирателей — врезка К.ру]

В расследовании отмечалась также близость «фабрики медиа» к так называемой «фабрике троллей», сотрудники которой якобы должны писать в блогах и соцсетях комментарии в защиту действующей власти и пропагандировать патриотические ценности, об этом писали «Новая газета», «Фонтанка» и BBC. Возможным инвестором обеих «фабрик» назывались структуры давно знакомого с президентом России Владимиром Путиным бизнесмена Евгения Пригожина.

31 октября «Новая газета в Петербурге» сообщила, что Пригожин намерен приобрести «Фонтанку» и «Деловой Петербург». Позднее сам бизнесмен опроверг наличие у него таких планов.

Евгений Калюков
Мария Истомина

Источник: РБК, 02.11.2017